ВИТАЛИЙ СКАКУН: «ДИРИЖЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ВООРУЖЕН ДО ЗУБОВ!»

Каждый человек жаждет какого-то чуда, придумывает его себе в определенные моменты, загадывает желания под бой курантов, либо когда затухают огоньки свечек на торте... Для многих этим же целям служит и поход на вечер классической музыки, где, словно повинуясь взмаху волшебной палочки доброго и мудрого мага, начинает струиться в мир удивительная музыка, рожденная стараниями десятков профессиональных музыкантов. И будто зачарованные, мы всеми струнами души отзываемся каждому миллиметру партитуры, забывая о своих мелких бытовых неурядицах и «растворяясь» в безбрежном море гармонии и красоты...

Но то, что кажется на первый взгляд волшебством, на самом деле – кропотливый и тяжелый труд многих музыкантов, во главе которых стоит ключевая и, в тоже время, малопонятная простому обывателю фигура... Дирижер! Без которого ни один слушатель не смог бы погрузиться в симфоническую феерию и насладиться шедеврами мировой классики, тем самым исцеляя свои душевные раны и восстанавливая потрепанный будничностью организм.

О том, насколько трудна эта профессия и насколько важна роль дирижера в оркестре мы решили поговорить с народным артистом Украины, руководителем и дирижером Полтавского симфонического оркестра Виталием Михайловичем Скакуном, выбрав для этого более чем удачный повод – наведались к мэтру накануне его шестьдесят четвертого Дня рождения и расспросили о многих нюансах этого по истине титанического ремесла.

 

Уважаемый Виталий Михайлович, расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь в Полтавский симфонический оркестр?

Скажу сразу, что я не оканчивал специализированных музыкальных школ. Но, при этом, после обучения в гадячском культпросветучилище, сразу с ходу поступил в Киевскую государственную ордена Ленина консерваторию имени П.И. Чайковского. И что, особенно приятно для меня, я стал единственным выпускником этого училища, который после его окончания поступил в такой вуз. Так что, как Вы уже поняли, путь был не простой.

Я родился в неперспективных хуторах на Сумщине, на месте которых сейчас чисто поле. Помню, с детства любил музыку...  Где только можно было, играл на гармошке, и на свадьбах, и на других праздниках. Парубки постарше, благодаря этому увлечению, зачастую брали меня с собой к девчатам.

Я буквально случайно поступил в гадячское культпросветучилище и за три года, минуя музыкальную школу (где обычно моей профессии учатся с самого детства), поступил в упомянутую ранее консерваторию, которую окончил через 5 лет. Затем три года работал дирижером-хормейстером, но после этого опять вернулся в консерваторию и окончил оперно-симфонический факультет. Таким образом, отучился в этом заведении девять лет. После того 13 лет работал в Киеве в народных оркестрах, а мне все-таки хотелось овладеть дирижерской профессией по-настоящему, поднимать мировую классику, колоссальнейшие симфонические произведения. И я приехал в Полтаву, куда меня изначально пригласили в музыкально-драматический театр. Но, я всегда мечтал о симфоническом оркестре и, слава Богу, 22 февраля мы будем отмечать четырнадцатилетие воплощенной в жизнь мечты.

Иногда, вспоминая свои киевские трудовые будни,  я в шутку говорю, что «Меня, словно пилота СУ-27, в Киеве посадили на кукурузник». Вот и пришлось мне самому в Полтаве создать тот «самолет, на котором всегда хотелось летать». Очень хорошо, что администрация региона, как бывшая, так и теперешняя, всегда меня поддерживала. Видимо это происходило и потому, что я был настойчивым и целеустремленным человеком. Так что, поскольку Ваша рубрика посвящена мужчинам, то, хоть и не буду навязывать свой образ в пример другим, но скажу, что сила воли в достижении цели в совокупности с профессионализмом, должны быть у любого настоящего мужчины. Именно тогда, мужчина состоится как личность, а не переведется как бурьян. Кроме того, уверен, что любому мужчине жизненно необходимо стать профессионалом, какое бы дело он для себя не выбрал. И в этом амбиции, на мой взгляд, очень важны для человека, особенно для творческого. К тому же, сейчас доказано, что любой человек по своей сути творческий, значит и мои советы в равной степени применимы каждому.

 

Кто был Вашим учителем на этом пути?

В жизни мне повезло, и я встречал много хороших людей, настоящих учителей. Это, прежде всего мои первые учителя из гадячского культпросветучилища – Иван Тендитнык, Анатолий Федий, Лидия Москаленко. Благодарен я и педагогам из Киевской консерватории. Прежде всего, Дмитрию Завадинскому и Вадиму Гнедашу. Я бесконечно благодарен этим людям, за то, что они сделали для меня.

 

А какая функция дирижера в оркестре и могут ли музыканты обойтись без него?

На самом деле, были такие эксперименты, даже у нас на территории Советского союза (в Ленинграде), когда пробовали создать симфонический оркестр без дирижера. Собрались высококлассные музыканты, настоящие специалисты своего дела и при этом всем у них ничего не получилось. Почему? Дело в том, что дирижер, словно полководец, командир. И хотя каждый музыкант пытается играть профессионально на своем инструменте, но совместно без чуткого руководства со стороны дирижера они не справятся.

Часто думают, что представители нашей профессии особо и не перетруждаются, выходят все такие красивые во фраках, собирают больше всего цветов. Но, это совершенно не так. Ведь наша работа – это тяжкий труд подготовки к предстоящему выступлению. Дирижер должен быть «вооружен» до зубов! Это раньше, во времена Баха, были маленькие ансамбли при костелах и церквях. И органист, либо скрипач, взмахом своего смычка давал стартовую точку остальным исполнителям. Он, по сути, был тем лидером, который учил других музыкантов. Сегодня же, каждый исполнитель является лидером в своем конкретном направлении. И дирижер в наше время должен прикладывать поистине титанические усилия, чтобы быть более «подкованным», даже чем эти профессионалы! Вот тогда оркестр будет его признавать. Для этого необходимо в совершенстве знать партитуру, иметь прекрасный слух, ведь одновременно звучат десятки разных «голосов». Это как полсотни иностранных языков, которые ты должен понимать. Помните, из-за чего прекратилось строительство Вавилонской башни? А тут такое постоянно! Кроме того, у дирижера должно хватать силы воли внушать свое виденье музыки коллективу, хотя каждый исполнитель видит ее по-своему и необходимо путем убедительных объяснений донести до них свою правоту. К тому же, представитель моей профессии должен отличаться и высокой дисциплинированностью и хорошо развитым образным мышлением.

Что же происходи во время того, когда дирижер разводит руками? Скажу так... Во время репетиции, я словно учитель, который обучает музыкантов, ведет их к предстоящему концерту. А уже во время выступления, я организатор творческого процесса. Ведь музыка, она как человеческая речь, со своей интонацией и смыслом. Во время концерта я уже не словами, как на репетиции, а исключительно своими жестами, убедительностью и силой воли должен повести людей за собой.

 

Скажите, а какие вообще ощущения у человека, который одним взмахом своей палочки управляет огромным оркестром?

По секрету всему свету скажу, что большинство молодых начинающих дирижеров, не знающих еще до конца своей профессии, думают где-то внутри, какие они талантливые, ведь стоят единолично перед целым оркестром. Постарше дирижеры задумываются уже о другом. Это такая «детская» болезнь дирижеров, которые напрягаются, всеми своими жестами и мимикой пытаясь преподнести себя как артиста. А я сейчас скажу, что дирижер тоже артист, но в последнюю очередь. Прежде всего, он организатор и вдохновитель музыкального процесса, который является течением музыки во времени.

Какие ощущения? Большой радости и большой гордости, ведь для того чтобы выйти на сцену, для того, чтобы люди взяли билеты, пришли на концерт и получили удовольствие от него, мы много работаем. В данном случае абсолютно не применима спортивная фраза, что «важна не победа, а участие». Для меня лично, когда я по крупицам строю фундамент этого концерта, его кульминацию, когда я выхожу на сцену, пытаюсь чтобы все получилось, чтобы в зале услышали то, что я пытаюсь передать посредством музыки, разобрались в «сказанном», именно результат заставляет наслаждаться своей работой!

 

Что привносит дирижер в этот мир?

Ко мне иногда подходят люди после концерта и благодарят за то, что я их лечу. Вот, пожалуй, и ответ на Ваш вопрос. Каждый человек от оркестра ждет что-то свое... Кому-то хочется поплакать, другому необходима радость, одни банально наблюдают, как ходит смычок по скрипке, а иные во всем этом пытаются увидеть гармонию вселенского масштаба... И что самое интересное, каждый получает то, за чем сюда приходит. Оркестр – это, словно человеческая речь, переданная в веках. И когда мы, к примеру, смотрим картину Микеланджело или же Рафаэля, то мы зачастую видим конкретное изображение, в котором автор донес до зрителя свои идеи и переживания. А музыка – дело абстрактное, позволяющее наслаждаться нею людям с различным уровнем развития и складом ума.

 

Используете ли Вы какие-то инновационные подходы в интерпретации веками проверенных шедевров мировой классики?

Поскольку я работаю с молодыми людьми, то и себя считаю таковым. В связи с активным распространением компьютеров и Интернета, мы легко можем заполучить любые ноты. Раньше, помню, я зачастую их покупал у своих друзей-дирижеров. Ведь партитура для музыкантов, это как хлеб насущный, без которого теряет смысл вся наша работа.

Кроме того, масс-медиа позволяют черпать в себе вдохновение и оригинальные идеи для концертов. Например, сейчас мы активно внедряем тему «Звездных воин», где под соответствующую музыку зритель имеет возможность «окунуться» в атмосферу эпических сражений галактического масштаба. И это только начало. Мы планируем создать целый видеоряд из различных фильмов, под который будет подведена определенная музыка. Думаю, к концу сезона, ближе к лету, мы уже сможем предоставить на суд зрителей эту работу.

А вообще, немного отвлекаясь от основного вопроса, хочу отметить, что я очень благодарен полтавским зрителям, за то, что они верят в наш оркестр, всегда собирают полные залы, и ждут от каждого нового концерта что-нибудь необычное и оригинальное...

 

Читайте рубрику "Быть мужчиной"