Леонид Сорокин: «Человек должен быть искренним и тогда ему поверят»

Все мы знаем поговорку о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но если речь идет о кинематографе, то сколь бы впечатляющей не была картинка, без соответствующего звукового сопровождения она вряд ли найдет путь к сердцам зрителей. Более того, мы зачастую с удовольствием прослушиваем или напеваем музыкальные композиции из кинофильмов которых ни разу не видели, либо если и видели, то особого восторга не испытали, а вот музыка понравилась и запомнилась надолго. Так что, звук в телевидении и кино является не менее важной составляющей, чем, собственно говоря, сама съемка. А для того, чтобы, хоть немного, приоткрыть завесу этой сложнейшей и, в тоже время, интереснейшей профессии, мы зашли в гости к известному звукорежиссеру, заслуженному работнику культуры Украины, Леониду Анатольевичу Сорокину, благодаря мастерству которого, несколько поколений советских и постсоветских граждан смогли наслаждаться (да и сейчас наслаждаются) музыкальными хитами отечественного кинематографа, великолепными песнями из кинофильмов «Д’Артаньян и три мушкетера», «Последний довод королей», «Ах, водевиль, водевиль» и многих-многих других.  

Уважаемый Леонид Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о своей работе и почему Вы выбрали именно этот вид деятельности?

Если честно, то я с детства мечтал работать на радио, и в 1966 году моя мечта осуществилась. Я пришел на полтавское радио, где отработал почти 30 лет. Здесь мне удалось создать довольно мощную студию звукозаписи (во всяком случае, по тем временам) и добиться определенных высоких результатов в этом деле. Ко мне начали приезжать и записываться различные артисты, было среди них и много звезд отечественной эстрады и кинематографа. Какое-то время работал в полтавском «Фристайле», потом ушел из него и сменил еще несколько студий. Принимал участие в создании и становлении радио «Довіра», которое было очень популярным в свое время. Затем попробовал свои силы и в телевизионном деле, был главным редактором на телеканале «Юта», вёл авторскую программу «Леонид Сорокин представляет». Теперь же, будучи на пенсии, в свое удовольствие занимаюсь звукозаписью в собственной квартире. Сюда до сих пор приходят как состоявшиеся звезды, так и совсем молодые начинающие музыканты.

 

Предлагаю, для начала, более детально остановиться на Вашем опыте телевизионщика. Насколько вообще сложно работать в этой сфере?

Во-первых, если человек приходит работать на телевидение, то про какое-либо спокойствие в своей жизни он может забыть! Особенно это актуально теперь, ведь почти всё происходит в прямом эфире. Дело в том, что в процессе создания передачи участвует огромное количество людей и большое количество техники, которая постоянно подводит. Что-то вечно не стыкуется, артисты забывают реплики, участники программы идут не в ту сторону, осветитель не вовремя ставит свет в нужном направлении, где-то зевает оператор, в другой раз напортачит режиссер... То есть, человек на телевидении находится в постоянной стрессовой ситуации. Честно говоря, я глубоко сочувствую людям, которые выбрали себе такой род деятельности. При этом с телевидением я связан и поныне. Подбираю музыку к различным фильмам, зачастую документальным. Телевидение, вообще, намного сложнее других видов СМИ, например, того самого радио, так как, в отличие от последнего, звук дополняется еще и картинкой.

 

Какие можете дать советы начинающим ведущим телевизионных передач?

У меня когда-то была своя программа. Я брал интервью у многих известных людей, просто у огромного количества великих. Для того чтобы передача была особенно интересной, очень важно, чтобы она (вне зависимости от того, на телевидении или на радио) обязательно шла в прямом эфире. Еще лучше наличие обратной связи со зрителями/слушателями, когда они звонят, задают вопросы, особенно неожиданные или даже провокационные. Чем больше вот такого интерактивного общения, тем программа интереснее. Очень важны эмоции, возможно даже конфликтные ситуации, которые словно яркий свет для мотыльков, приковывают внимание аудитории.

Из своей практики помню смешной случай, когда на радио «Довіра» во время моего интервью с Михаилом Кругом, неожиданно перестала работать аппаратура. Это произошло как раз в тот момент, когда я задал один довольно краеугольный вопрос и Миша, воспользовавшись паузой в эфире, начал на него отвечать, не особенно подбирая слова и выражения. И тут нас включают без предупреждения. Михаил Круг, не подозревая об этом, продолжает в сердцах свою гневную речь..... Это был супер-эфир! Его слышали очень многие люди, и рейтинги передачи подскочили до небывалых высот!

Поэтому прямые эфиры всегда интереснее, чем вырезанные и смонтированные кусочками передачи. Ведь, это все живое, искреннее.

Также, для журналиста очень важно уметь слушать. Самая главная цель – залезть человеку в душу, завоевать его доверие. Чтобы он открылся тебе полностью и начал сам все рассказывать. Если интересно журналисту, то это вызовет интерес и у слушателя/зрителя/читателя.

А бывают и вообще хрестоматийные случаи. Например, известная юмористическая интермедия Данильца и Моисеенко о кроликах и ценном мехе имеет реальные корни из жизни. Когда я работал на радио, к нам приехал практикант из факультета журналистики, которого по заданию редакции послали куда-то на необъятные поля Родины с целью подготовки актуального репортажа. Он нашел директора совхоза, который занимался кролиководством и взял у него интервью. Директор совхоза действительно никак не мог выговорить «легкоусваиваемый» и корреспондент не додумался заменить это проблемное слово, а откровенно мучил собеседника. Запись разошлась по всему свету и «Кролики» ее использовали в своих выступлениях, но полярно изменили сюжет, где в итоге умным оказался журналист, а дураком директор.

А вообще скажу, что очень плохо, когда тот, кто берет интервью глупее того, у кого он его берет...

 

Тогда встречный вопрос. Если выходит так, что журналист умнее своего собеседника, что он должен сделать? «Подтянуть» его до своего уровня, либо выставить в реальном, пусть и не лестном свете?

Смотря, какая цель интервью... Если надо спровоцировать визави на что-то и показать его глупость (когда таковым является редакционное задание), то, конечно же, это делается с большим удовольствием и очень красиво. Можно с огромным наслаждением выставить в дураках своего собеседника. Но, на самом деле, это очень некрасиво и неправильно. Мне кажется, в любом случае, надо подтягивать такого человека и если чувствуешь, что он не компетентен в определенных вопросах, нужно просто их обойти. И не дай Бог человека обидеть... Ни в коем случае нельзя обижать людей!

 

Было ли Вам сложно брать интервью у известных людей, настоящих «светил» своего дела?

Если кто-то действительно «светило», то это значит, что он очень умный и образованный человек. Даже, если его профессионализм распространяется на какую-то узкую отрасль. Все равно, он выше всего этого. Я общался, работал, дружил и продолжаю дружить со многими великими людьми, известными композиторами, исполнителями, музыкантами, учеными. Когда-то даже обедал у настоящего графа в его родовом замке в Германии... Вы знаете, совершенно простые люди. Чем выше уровень человека, тем меньше у него «понтов» и ненужного пафоса. Поэтому мне всегда смешно смотреть на наших начинающих «звездочек». Это просто какой-то кошмар! Корчат из себя что-то, тужатся... Оно еще из себя абсолютно ничего не представляет, но уже «понтов» немеряно, свита, телохранителей целая армия... Да кому ты нужен??? Зачем тебе вообще телохранителей столько? Надо быть проще, и к тебе потянутся люди! Не надо пыжиться, ведь как только начинаешь так делать, это сразу «вылезает наружу». Я, например, сразу вижу, когда начинают «понты гонять» и моментально формирую свое мнение о таком человеке.

 

У Вас огромнейший опыт общения со знаменитостями. Кто запомнился Вам особенно сильно?

Со всеми приятно было общаться. Особенно выделить кого-то одного, даже нескольких человек не могу. Да, они бывают иногда уставшими и раздраженными, но от этого хуже не становятся... К примеру, помню, как мы записывали с Валерием Леонтьевым шестнадцать песен Владимира Быстрякова к фильму «Последний довод королей». Условия в студии были невыносимыми, Валерий приезжал с концертов на запись часов в одиннадцать вечера, и мы начинали работу ближе к полуночи. Валерий тут же учил песни, затем мы их по кусочкам записывали. Ни разу не было такого, чтобы он закапризничал... Если честно, то у меня вообще ни разу никто из великих не капризничал. Случалось такое только с начинающими. Вот «Я не буду этого петь», или «Я сегодня не в форме»... Настоящие же артисты с большой буквы очень послушно записывались, хоть с больным горлом, хоть с расстройством, хоть с месячными! Опять-таки, это уровень культуры, и человека в целом, уважение к себе и к другим людям.

 

Не секрет, что многие творческие люди, особенно популярные и известные, обзаводятся определенными связями в криминальных кругах. Как это происходит? «Звезды» сами ищут лазейку в теневой мир, либо бандиты приходят к ним с предложением, «от которого нельзя отказаться»?

На самом деле, бывает и так, и по-другому. Но, в основном, крутые ребята приходят, когда уже появилась слава и признание. В 90-х годах, чаще всего, они наведывались для банального скачивания «бабок», потом обычно завязывалось общение, постепенно переходящее в нормальные взаимоотношения и все это заканчивалось хорошей дружбой. Сейчас даже не знаю?.. Не секрет, что криминалитет держит шоу-бизнес, помогает ему на ранних этапах. Ну а потом?.. Дело в том, что сейчас достаточно большие гонорары, чтобы артист мог «прокормить» себя сам. Полгода хорошей раскрутки и человек уже полностью обеспечен.

Но, по большому счету, из криминальных кругов никуда не денешься и после «звездного часа». Ведь существуют те же самые корпоративы, на которые приглашают артистов. А кто их зовет туда? Либо миллионеры, либо бандюки, либо политики, что в наших странах одно и то же...

 

А какие взаимоотношения между творческими людьми? Что доминирует в эстрадной тусовке? Зависть, «желчь», либо дружба и взаимоподдержка?

Ну, на счет зависти и «желчи», то это не обязательно, но общаются они действительно довольно редко. Потому что каждый занят, у каждого своя стезя, переезды бесконечные, гастроли. Да и делиться своими секретами и планами особенно никто не будет. Ведь... воруют помаленечку друг у друга, и музыку хорошую, и режиссерские постановочные приемы, и песенные строки! Все бывает... А придумать новые идеи на самом деле очень сложно. Поэтому общаются артисты без особого энтузиазма и доверия. Могут встретиться на каком-нибудь корпоративе, либо на концерте друг у друга. Потом, конечно, фуршеты, банкеты разные, но на них остаются уже далеко не все. И сказать, что между ними какая-то большая творческая дружба будет лукавством. Это примерно как в больших домах, когда не знаешь всех своих соседей даже в одном подъезде. Да, здороваемся при встрече, но, практически, не общаемся друг с другом. Так что, это все вполне естественно.

 

А насколько тяжела работа звукорежиссера, и по какую сторону пульта все-таки сложнее? Тому, кто записывает, либо тому, кого записывают?

И тот, и другой труд нелегок. Исполнитель всегда приходит в студию после предварительной подготовки, то есть, уже потратив определенное время и силы. Да и сам процесс записи песни может длиться часами. А вообще, лучший вариант, записать песню, а потом еще раз встретиться через несколько дней, послушать на «свежее ухо» получившееся и тогда уже подправить все, что не нравится.

Тяжело по обе стороны... Например, я во время записи выкладываюсь не меньше, чем исполнитель. Трачу такое же количество эмоций, как и он. Особенно мне тяжело записывать высокие женские голоса. Все дело в том, что когда человек слушает, у него также работают связки. И я после таких записей иногда даже говорить не могу некоторое время.

И потом, конечно, после того, как исполнитель уйдет, все это надо довести до логического конца... Да и вообще студийная работа – это что-то! Хоть иногда и ругают тех же самых «фанерщиков», мол, под фонограмму поют... А на самом деле, фонограмма – полноценный продукт и человек во время ее записи выкладывается на все сто. Так что, как по мне, лучше «фанеру» слушать, чем хотя бы один раз тот «вокал», которым нас в большинстве случаев «балует» современная эстрада! Главное, чтобы в музыке и песне была душа, без которой слушатели просто не воспримут композицию. Человек должен быть искренним, в том числе и в своем творчестве. Тогда ему поверят.

 

Напоследок, какие будут пожелания и советы начинающим звукооператорам?

Как говорил дедушка Ленин: «Учиться, учиться и еще раз учиться»! Использовать для этого можно как информацию, выложенную в Интернете, так и посещая различные тематические семинары, которые часто проводятся в Киеве. Я занимаюсь этим делом с 1966 года, и, знаете, думаю, что ничего в ней не знаю... ))) На самом деле, если углубишься туда, то мама родная – это сумасшедше сложная наука. Ведь не зря на солидных студиях приходит человек, который записывает исключительно барабаны. Затем второй – записывает гитары, третий – духовые, четвертый – струнные. И таким образом одну композицию записывают несколько человек. Потом приходит тот, кто умеет делать сведение, то есть скомпоновать все записи воедино, подобрать тембральность и т.д. Также есть и тот, который отдельно пишет вокал. Вот такая бригада работает и каждый в ней – узкий специалист своего профиля. Тот, кто сводит, не сможет записать барабаны, ведь он не знает всех технологий обработки ударных, так же, как и наоборот.

На самом деле, звукозапись – это бесконечный процесс, научиться которому до конца нельзя, но учиться можно и нужно!

 

 

Поблагодарив Леонида за приятную беседу, мы в очередной раз убедились в том, что секрет успеха и популярности не особенно-то и сложен. Просто необходимо постоянно учиться, избегать «понтов» и самое главное – быть искренним, как с самим собой, так и с окружающими. Как говорится: «Будьте проще и к Вам потянутся люди!»