Реклама в жизни и жизнь в рекламе

«Реклама – двигатель торговли». Торговля, в свою очередь, является жизненной основой нашего мира, объединяющей между собой отдельных людей и целые народы. Выходит так, что без рекламы не сможет существовать все человечество, во всяком случае, в том виде, в котором мы его сейчас наблюдаем. Поскольку, она так важна, то и разбираться в ее основах необходимо любому современному человеку, вне зависимости от рода деятельности, возраста либо гендерной принадлежности.

Пообщаться на эту тему мы решили с известным полтавским рекламистом, директором рекламного агентства Бойко Юрием Александровичем, головой Полтавской областной организации союза рекламистов Украины.

 

Для начала, расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь в рекламный бизнес?

Все начиналось с рекламы на радио. В 1999 году в Полтаве представители Приватбанка открывали новую радиостанцию «Довіра». Мне и моим друзьям предложили организацию и руководство этого процесса, поскольку мы были лично знакомы с дирекцией банка еще со времен комсомольской молодости, и хорошо зарекомендовали себя в плане трудолюбия и креативности. Так, по сути, дело и пошло... Радио принесло неоценимый опыт в плане рекламной деятельности и PR-технологий, что, впоследствии, стало основой для создания рекламного агентства. Если разобраться, то этот жизненный путь скорее определил случай, нежели сознательный и планомерный выбор. Ведь к тому моменту я серьезно занимался предпринимательством и даже не задумывался по поводу смены рода деятельности. И если бы не это предложение со стороны руководства Приватбанка, то, возможно, сейчас я занимался бы совершенно другим делом?..

 

Уважаемый Юрий Александрович, насколько важна реклама в жизни человека? Скорее, даже самореклама и умение самопрезентации?

Самое главное, за этими красивыми словами не скатиться к самолюбованию, хвастовству и самовлюбленности… Но, естественно, что без саморекламы, самопрезентации и самопиара в современном мире ни коим образом обойтись нельзя. Эти направления зачастую вытекают из основной деятельности или же увлечений каждого из нас, в том числе и у меня. Наша работа, в частности и моя, как директора рекламного агентства, уже является саморекламой. В плане хобби, то в моем случае, это «Дискотека 80-х», которая стала самостоятельным и популярным брендом в Полтаве. Умение заявить о себе во всеуслышание и правильно преподнести услуги, зачастую позволяет добиться значительного успеха в дальнейшем, развить свой бизнес и добиться признания среди коллег и потребителей.

 

А что Вы можете сказать о рекламе как профессии? Насколько легка или, наоборот, тяжела работа рекламиста?

Никто, никогда не скажет, что его профессия легкая... Наша работа очень напряженная и сложная, но, при этом, интересная и увлекательная. Рекламисты контактируют с людьми, обзаводятся новыми знакомствами, каждый день стыкаются с необходимостью новых идей и решений, креативного подхода во всем. Так что, спокойной жизни при выборе этой профессии у человека гарантированно не будет, но и скучать ему никогда не придется!

 

Как думаете, что важнее для рекламиста: знания, полученные в процессе обучения, либо все-таки практика и творческий потенциал?

Знания, конечно, очень важны, но они не являются основным компонентом успеха в нашем деле. Практика и только практика. Те студенты, с которыми мне приходилось контактировать, в основной своей массе очень далеки от реального понимания сущности рекламы, ее законов и правил. Академический курс, на самом деле, мало помогает в реальной жизни. А креативность – это уже серьезная заявка на успешность. Наше агентство ищет именно таких молодых людей, приглашает их на стажировку и последующую работу. Самая главная их черта – «свежий взгляд» на привычные вещи, «не затуманенный» общественными стереотипами. Наше поколение, в отдельных моментах, уже идет по какому-то накатанному пути, а молодежь прокладывает свою непохожую ни на что «тропинку».

Но, все же, для того, чтобы добиться успеха в рекламном бизнесе, необходимо совмещать в себе все эти компоненты. То есть, и знания, и опыт, и креативность.

 

При подготовке специалистов подобного профиля большой популярностью пользуется зарубежная литература. Как Вы относитесь к перениманию иностранного опыта нашими рекламистами?

На самом деле, это очень полезно и применимо, но в основном, только в плане каких-то общих положений и выводов, что касаются психологии рекламы, психологии покупателя, основ маркетинговой деятельности. Но, в частности, в первую очередь надо смотреть на реалии нашей жизни и нашего рынка подобных услуг. Мировой опыт очень полезен и нужен, но с поправкой на наш провинциальный менталитет.

Кстати, есть и очень хорошие отечественные авторы, которые будут куда полезнее для наших читателей. В частности, это учебник «Реклама и маркетинг» моего хорошего знакомого, доктора наук государственного управления, профессора, академика Ромата Евгения Викторовича, председателя союза рекламистов Украины. Также, очень интересен и российский учебник «Реклама. Теория и практика» названного мною ранее ученого в соавторстве с Сендеровым Дмитрием Владимировичем.

 

Какие советы дадите начинающим рекламистам? Где и как им можно «применить себя» в нашем городе?

Реализовываться можно где угодно и когда угодно. Единственное, что на каждом этапе профессионального развития существуют свои нюансы и «подводные камни». Возможности и умения, соответственно, немного разные. Самым простым вариантом успешного старта в рекламном бизнесе являются всевозможные промоакции. Даже будучи студентом, либо выпускником вуза, можно начинать свой трудовой путь в качестве промоутера, начинать «с нуля» без каких либо капиталовложений и сопутствующих рисков, просто предлагая свои услуги потенциальным фирмам-заказчикам. Хорошим вариантом является команда друзей или единомышленников, организованная Вами для решения подобных задач. Это поможет приобрести необходимый опыт и навыки, подзаработать немного денег и заявить о себе потенциальному работодателю. Начинать можно с раздачи всевозможных листовок или флаеров. Если все получится на этом этапе, то можно уже попробовать свои силы в качестве супервайзера, набрать команду промоутеров и попытаться скоординировать их работу. А дальше… на Ваше усмотрение, можно и свое рекламное агентство попробовать открыть. Огромной проблемой на этом этапе становится подбор ответственного и надежного персонала, но когда «ядро» коллектива, все же, удастся сформировать, то шансы на успешный рекламный бизнес становятся более чем значительными.

 

А что Вы можете посоветовать нашим читателям при выборе рекламного агентства? На какие моменты следует обратить внимание в первую очередь?

К сожалению, заказчик в нашем регионе при таком выборе, в первую очередь, обращает внимание на цену, которая впоследствии играет решающую роль в выборе партнеров. Понятно, что это происходит не от хорошей жизни. Всему виной та экономическая ситуация, которая сложилась в стране. Это закономерно, но все-таки, я бы рекомендовал заказчикам оценивать рекламное агентство первоначально по таким двум критериям:

1.     Время существования этого агентства на рынке услуг. То, что оно не появилось, скажем, вчера или позавчера, уже является существенным моментом.

2.     С кем оно работает. В данном случае совершенно не стыдно ознакомиться с ключевыми клиентами агентства, связаться с этими фирмами либо предприятиями и узнать их мнение о качестве предоставляемых услуг.

 

Именно эти факторы, на мой взгляд, должны быть решающими критериями при подборе рекламного агентства. И, в данном случае, ценовой вопрос является все-таки не самым главным. Безусловно, важным, но не определяющим...

 

 

Поблагодарив Юрия Александровича за интереснейшую беседу, мы отправились в редакцию и по дороге еще долго анализировали эту тему. Да… Реклама смотрит на нас со всех сторон, проезжает мимо на общественном транспорте, звучит по радио, с вежливым голосом стучится в двери, дополняет телевизионный эфир, либо пестро мелькает на необходимых нам сайтах... Рекламируют нам всë и все, соседи по даче и продавцы в магазине, друзья на кухне и любимые киногерои с экранов, осознано и подсознательно, нагло и деликатно, нужные вещи и абсолютное барахло... И даже знакомство с девушкой, является своего рода экзаменом на умение пропиариться и презентовать себя. Бороться с этим невозможно, да и не нужно, достаточно просто научиться жить в этой среде, распознавать скрытое влияние и использовать приемы рекламы самому.

Читайте рубрику    "Быть мужчиной..."