Когда начинаешь размышления о творческой основе любого мужчины, сразу вспоминается ария Германа из оперы Чайковского "Пиковая дама", особенно риторический вопрос: "Что наша жизнь? Игра!" И, возможно, в изначальном контексте данное высказывание скорее характеризовало человеческий азарт, чем искусство перевоплощения, но и второе умение немаловажно в повседневной жизни. Ведь примерять на себя определенные образы нам приходится довольно часто, вне зависимости от того, стоим ли мы на сцене, решаем банальную бытовую ситуацию, либо пытаемся понравиться женщине. Хорошее актерское мастерство является залогом успеха многих начинаний, а его отсутствие зачастую усложняет выполнение поставленных заданий, значительно сужая репертуар наших поступков. Но, все ли так гладко и легко в жизни актера и где, в конце концов, заканчивается игра и начинается реальность? С этими и другими вопросами мы обратились к главному режиссеру Национальной Сорочинской ярмарки Любченко Александру Витальевичу, который с 1992 года работает в Полтавском академическом областном украинском музыкально-драматическом театре имени Н.В. Гоголя (2003-2008 гг. – художественный руководитель театра), а по совместительству – режиссер народного театра имени Я. Орлова городского Дома Культуры и преподаватель актерского мастерства театрального отделения Полтавского музыкального училища.
Скажите, что для Вас значит театр и актерское мастерство?
Это профессия, с которой связана вся моя жизнь, начиная еще с детства, а, как говорится, привычка со-временем становится характером. Вся моя актерская, режиссёрская, да и вообще, творческая работа неотделима от этого. Мне очень приятно то, что я занимаюсь интересным и любимым делом. Я считаю это самым главным. Не многим людям так везет, не всегда у них получается найти себя и свое призвание.
Я занимаюсь профессией, которая мне очень интересна и, по сути, приносит удовольствие не только мне! То, что я делаю на сцене, находит отклик в сердцах и душах людей... А что еще нужно для мужчины?
Как это переживать десятки жизней на сцене, воплощаясь в различные образы?
Момент сложный... Что подразумевается под образами?.. Дело в том, что каждый человек по своей сути очень многогранен и в нем есть совершенно разные моменты: гордость и слабость, трусость и героизм, и т.п. В любом из нас это присутствует. Поэтому путь к образам, к их созданию, лежит не в умении сыграть, а в том, чтобы найти в себе струны, которыми живет тот или иной персонаж. То есть, идешь всегда от себя, ищешь в себе любую ситуацию... При этом становишься немного другим, поскольку некоторые твои качества притупляются, а другие, наоборот, выходят наверх. Мы говорим не о сценическом образе, а о самом себе, поскольку от себя не уйдешь и необходимо искать именно в себе те нотки, которые должны сегодня сыграть. Будь то комедия или драма, умный либо глупый герой. Самое важное, чтобы актер был умным, ведь такой человек всегда сможет сыграть простака и идиота, а вот глупый никогда умного на сцене не изобразит. В наше время ни у кого в зале не вызовет восторга сложнейший грим, накладной парик или нос. Сейчас в любом жанре очень важна личность, чтобы актер изначально был сам по себе интересен, тогда он и на площадке будет таким же и сможет сыграть практически все: от комедии до глубокой драмы.
Эти образы исчезают после спектакля или же остаются жить в человеке навсегда?
Если подобное происходит, то это связано с шизофренией и такому человеку необходимо лечиться. Если ты отыграл спектакль, а его образы остаются в тебе навсегда – это уже клиника. Ни в коем случае нельзя переносить сцену в жизнь... А вот, на сцене быть абсолютно правдивым – да! Но, в жизни я лично не люблю играть. Мне для этого хватает театра, в котором каждый актер не только должен, но и обязан, быть убедительным в предложенной ему роли. Переносить же игру на жизнь я не хочу и никому не советую, особенно в серьезные отношения с людьми. Вот тут никакой театральщины быть не должно, и ни в коем случае не надо смешивать театр, сцену и жизнь. Даже, скажу честно, я и не умею этого делать... То есть, дружба – это дружба, любовь – это любовь, а образы, которые я играю, это немножко другое... Они тоже часть меня, но живут ровно столько, сколько существует спектакль.
Ощутима ли грань между игрой и реальностью?
Она, безусловно, ощутима. Но, прежде всего надо разобраться с самим понятием игры. Многие люди играют в жизни, но когда их видишь, то не сильно веришь, ведь они лживы изначально. Быть убедительным во всем, что ты делаешь, чтобы твое мнение было интересным и к нему прислушивались, доверяли... Да! Такое возможно и в жизни. Но, это ни в коем случае не значит ложь, а только то, что я могу быть убедительным, умею доказывать свою правоту. А на счет игры и реальности, то ситуация сложная. Ведь, если человек на сцене начинает что-то играть, ему не сильно верят. А, если зритель тебе не верит, то получается, что ты выглядишь на сцене идиотом. Поэтому реальность игры на сцене должна быть абсолютно правдивой, а вот игра в жизни, подменяющая собой реальность, абсолютно недопустима, и если честно, лично мне даже противна!
Насколько важно для настоящего мужчины актерское умение вне зависимости от его профессии?
Очень важно! Актерская профессия важна во всем, потому что как там, у Шекспира «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль»... Но, дело все в том, что женщины – актрисы изначально. Видимо когда ребро у Адама вырезали, это было именно «актерское» ребро, что и определило соответствующие таланты женщин. Чтобы они не делали – это всегда спектакль: дома, в институте, на работе. Где-бы и чем-бы не занимались, женщины – это всегда актрисы! Мужчина же остается мужчиной, во всяком случае, должен таковым оставаться (хотя, к сожалению, это бывает далеко не всегда). И играть от природы умеет мало. Скорее, он должен овладеть такой основой актерского мастерства, как идти от партнера. Если твоя вторая половинка, либо женщина с которой ты общаешься, актриса изначально, то было бы неплохо и самому ей подыгрывать. Она кричит, ну подыграй ей – промолчи; она говорит, что любит – подыграй и скажи, что тоже ее любишь. Для мужчины роль партнера подходит больше, хоть он и должен всегда понимать, что главенствующая позиция именно его. Женщина пускай думает, что она главная – от этого ей станет приятно... А какая главнейшая задача настоящего мужчины? Сделать, чтобы женщине было приятно! Это и есть основной нашей актерской задачей...
Пообщавшись с Александром Витальевичем, мы поняли одну простую и в тоже время гениальную вещь: настоящий мужчина не обязан быть высококлассным актером, куда лучше просто научиться подыгрывать истинным профессионалам этого дела – женщинам, тем самым делая приятно и себе и им!
Читайте в рубрике "Быть мужчиной"