ПСИХОЛОГИЯ ПОСЕЩЕНИЯ СТОМАТОЛОГА

   Этой публикацией мы открываем цикл статей, посвященных стоматологии, здоровью ротовой полости и различным аспектам этой многогранной и интереснейшей темы.

 Откуда у нас страх перед стоматологами? Можно ли с ним бороться? Как не допустить появления страха у своих детей? На эти и многие другие вопросы Вы получите ответы в настоящем материале и последующих статьях из этой серии.

 А поможет нам разобраться во всех необходимых нюансах Анатолий Иванович Швец, кандидат медицинских наук, врач стоматолог высшей категории, ассистент кафедры детской хирургической стоматологии и пропедевтики хирургической стоматологии, стоматолог частного стоматологического кабинета «Шико-dent» (г. Полтава, ул. Р. Люксембург, 25А).

 

Уважаемый Анатолий Иванович, где скрыты корни страха перед стоматологами?

 Это на самом деле очень серьезный вопрос, которого, как ни странно, мало кто касается. Почему то, в народе сложилось и бытует такое мнение, что врач стоматолог – это боль. Поэтому нас, как правило, все люди боятся. Очень редко встретишь пациента, который не робеет у стоматолога. Эти проблемы закладываются с раннего детства. Стоит маленькому ребенку хоть раз попасть на прием к любому врачу: хоть общего профиля, хоть стоматологу или кому-то еще, у него закладывается так называемая паталогическая доминанта «белый халат – обследование – укол – боль – страх»... Эти барьеры в дальнейшем преодолеть очень сложно. Таким образом, подход врача к маленьким детям должен быть особенным.

 И тут мы сталкиваемся с проблемой разделения детских врачей стоматологов на две категории: принимающих в государственной поликлинике и работников частного стоматологического кабинета. Первый вариант зачастую негативно влияет на психику ребенка в связи с тем, что, к огромному сожалению, врачи на государственном приеме поставлены в определенные временные рамки, с четко отведенным временем на одного ребенка (например, не более 15-20 минут на каждого пациента). Это вызвано существованием определенных норм, особенностей записи, системы талонов. За такой незначительный промежуток времени очень сложно бывает найти индивидуальный подход к каждому ребенку, с его индивидуальностью и особенностями психики. Возможно, это и не было бы так страшно, если бы не одно но... До того как прийти на прием к стоматологу, как правило, у ребенка уже появляется детский страх перед белым халатом. Почему? Дело в том, что детки к тому возрасту уже сто процентов принимали какие-то прививки, им делали инъекции, а это всегда больно. Таким образом, у наших будущих пациентов уже складывается страх перед врачом с раннего детства. Учитывая поликлинический прием с жестким регламентом работы врача стоматолога и отсутствием желания адекватной работы с маленькими пациентами, этот страх усиливается и у него уже появляется новая форма – стоматологический кабинет.

 Именно по этому, в поликлинических карточках многих детей, во время или после приема появляется такая замысловатая фраза, как «не контактный ребенок» и, к огромному сожалению, такая практика наблюдается по сей день. Пересмотреть регламент работы врача не удастся, поскольку это государственная программа. Поэтому необходимо постараться сделать все возможное, чтобы оптимизировать работу стоматолога, даже в рамках государственных структур. Иначе стоматологи и их пациенты буду вынуждены «пожинать плоды» детского страха и во взрослом периоде жизни.

 

 Что же необходимо делать врачам и родителям, чтобы не допустить появления паталогической доминанты у ребенка?

 Для начала, любой взрослый адекватный человек должен уяснить для себя одну простую истину. Ни один нормальный врач стоматолог не будет работать себе во вред. Он не хочет и не желает сделать кому то из своих пациентов больно. Любой врач, заинтересованный в будущей работе, в собственном имидже и количестве пациентов, всегда старается найти подход к любому человеку, не зависимо от его возраста и характера.

 Но, из-за той паталогической доминанты, которая закладывается еще в детстве, нам приходится сталкиваться с определенными трудностями. И побороть ее бывает зачастую очень и очень сложно. На сегодняшний день бесплатной стоматологии как таковой не существует, потому названные выше принципы заложены в работу, как частных, так и государственных стоматологов, с тем лишь отличием, что последние подчинены определенному регламенту и более жестким правилам.

 На данный момент все поставлено в рамки материальных взаимоотношений. Я считаю, что денежный вопрос ставить главенствующим в корне не верно, поскольку стоматология – это, прежде всего, врачебная специальность и об этом забывать никогда не стоит. Каждый человек, закончивший высшее медицинское учебное заведение, получает диплом, прежде всего врача и потому должен врачевать (а уже потом решать свои материальные вопросы).

 Какие рекомендации я могу все же дать моим коллегам? Необходимо найти общий язык со своими пациентами, поскольку все они в той или иной мере испытывают страх, корни которого заложены еще в детстве. Начиная прием детей, старайтесь всеми силами уходить от записей «неконтактный ребенок». Возможно, и бывают такие случаи, но я считаю, что они настолько редки, что абсолютизировать их не стоит.

 Один из приемов налаживания контакта, который может быть с легкостью применен врачом – метод нескольких подходов. Мы это делаем у себя на поликлиническом приеме. Суть его заключается в следующем. Если мы видим, что ребенок не хочет идти на контакт со стоматологом, он напуган и вследствие этого капризничает или балуется, то необходимо использовать хитрость тяжелоатлетов: первый подход, второй, третий... Что имеется ввиду? Если к Вам попал маленький пациент на прием впервые, и Вы видите, что с ним сегодня не удастся поработать, то не нужно применять насилие над этим ребенком. Очень важно, чтобы это понимали и родители ребенка, которые иногда ждут немедленный результат. Попытайтесь поиграть с малышом, покатать его на кресле, развеселить тем же самым светом, пообщайтесь с ним. Это справедливо во всех ситуациях, за исключением каких-то экстренных случаев, требующих неотложного медицинского вмешательства. Такой прием применим ко всем видам планового осмотра, который всегда можно перенести на следующее посещение, либо даже через одно. Именно тогда ребенок будет воспринимать Вас не как источник боли, а как друга, с которым можно поиграть и хорошо провести время.

 Кроме того, все маленькие дети очень любят подарки. Как правило, у любого стоматолога найдутся какие-то интересные безделушки, например израсходованная туба от пломбировочного материала, которая у ребенка вызывает неподдельный интерес, так как такие вещи очень красивые, разноцветные, а дети, как правило, обращают внимание именно на это. Такой эксклюзивный подарок будет предметом гордости малыша, который он непременно покажет своим друзьям в школе, либо в детском садике, что вызовет интерес и у них. Прием у стоматолога превратиться из чего-то пугающего в довольно интригующий момент. Это будет хорошим стимулом к визиту соответствующего врача, причем с нормальным психоэмоциональным настроем, намного лучшим, нежели в первый раз.

 Практические рекомендации родителям. Во-первых, необходимо заинтересовать ребенка тем, что после приема Вы подарите ему игрушку, что будет дополнительным стимулом для ребенка перестать капризничать и бояться. Во-вторых, очень хорошо успокаивает ребенка личный пример папы или мамы, когда малыш видит, что Вы сами не боитесь стоматолога, спокойно садитесь в кресло и доктор с Вами беспрепятственно работает. После этого необходимо спокойно встать и сказать ребенку что-нибудь вроде: «Вот видишь, ничего страшного не произошло, это совсем не больно!» Это является дополнительным психологическим стимулом для того, чтобы ребенок не боялся стоматолога. Третье, скорее профилактическое мероприятие, – родители должны следить за уходом, гигиеной полости рта своего чада, с самого раннего возраста приучать ребенка как правильно ухаживать за ротовой полостью. Для этого, в принципе, деток и приводят на прием к стоматологу со своей зубной щеткой, чтобы он в процессе игры, научился правильно чистить зубы, что опять же помогает врачу заработать дополнительный авторитет в глазах маленького пациента.

 

 Мы сегодня поговорили о том, откуда берется корень страха, как с ним бороться и не допускать его появления. Необходимо совместно с врачами поддерживать здоровье наших детей, начиная с маленького возраста. А нормальная работа всего организма, как известно, начинается со здоровья полости рта.

Темой следующего материала будет «Адекватный подход к лечению, профилактике и ортопедической реабилитации». Он выйдет приблизительно через неделю. Так что до новых встреч, которые, если Вы начнете придерживаться всех рекомендаций и советов, вполне вероятно будут исключительно на страницах нашего интернет-издания!