Екатерина Билокур

Земля дарит цветы, чтобы цветы приносили человеку радость и пробуждали в ней художника. Эта мысль возникает, когда любуешься картинами Екатерины Билокур.

Имея от рождения художественное дарование, тонкие чувства она упрямо и настойчиво развивала их в непосредственном общение с природой, со всем, что волновало ее впечатлительное сердце.

Билокур Екатерина Васильевна родилась 7 декабря 1900 года в бедной сельской семье, в селе Богдановка на Полтавщине.

Детство было тяжелым. И все же росла девушка чуткой, впечатлительной, с любовью к красоте родного края, его природы и людей. Особенно влюблена она была в цветы, которые стали для нее мерой всего прекрасного, вдохновением, мыслями и жизнью. Именно цветам и посвятила она свое творчество. Творчески воспринимая образы цветов, художница провозглашает органическое единство человека и природы, и гармонии всего живого на земле.

Она постоянно изображала в своих произведениях разнообразные плоды садов и огородов, предметы простого сельского быта. (Натюрморт «Сніданок» 1950 год).

Е.В. Билокур является основоположником декоративного натюрморта в украинском искусстве.

Самостоятельно научилась грамоте и, ночами читала произведения Котляровского, Шевченко, Пушкина, Гоголя, которые брала в сельского учителя И. Г. Калиты. Книги волновали ее, открывали большой мир знаний. С книг она узнала значение весомого слова художник.

Первые попытки рисовать сделала углями с печи на кусочке домотканого полотна. Мечта была одна – учится рисовать. Узнала, что в Миргороде есть художественно-керамический техникум. В 1923 году отдает документы для поступления в этот техникум, но из-за отсутствия образования ей отказывают. Такая же участь постигла Екатерину Билокур и в 1928 году, когда она попыталась поступать в Киевский театральный техникум. Но неудачи не сломили художницу. Днем работала в поле, дома возле хозяйства, вечером руководила сельским драмкружком, выступала на сцене и рисовала, рисовала. Не зная азов элементарной техники станковой живописи, всему училась самостоятельно. Она не знала, что полотно перед написанием необходимо было грунтовать. Поэтому и темнели ее полотна, она терпеливо их переписывала, обновляя свежесть красок.

На ее безупречный талант обратили общественное внимание в средине 30-х годов. Работы этого периода: «Березка» - 1934 год, «Цветы за оградой» - 1935 год, говорят об особенном природном даровании художницы. Выставки в Китае, гуанчжоу, работа в Китае, грузы.

Значительную роль в жизни Екатерины Билокур сыграла известная певица «украинский соловей», народная артистка УРССР Оксанка Петрусенко.

Однажды художница услышала по радио, в исполнение певицы украинскую народную песню «Чи я в лузі не калина була». Взволнованая и очарована необыкновенно красивым голосом она рисует картину с изображением калины и посылает ее вместе с письмом в Киев. Поражена талантом простой сельской женщины, Оксана Андреевна пишет письмо в Полтаву в Дом народного творчества и просит поинтересоваться судьбой художницы. Вскоре в Богдановку приехали работники Дома народного творчества и увлеклись работами Катерины Билокур. Ее работы в 1940 году принимают на выставку в Полтаву. Тогда пришло к ней признание. Вскоре ее произведения экспонировались на республиканской выставке народного декоративного искусства, посвященной 125-летию со дня рождения Шевченко. И снова успех. После выставок полтавский краеведческий музей приобрел несколько картин народной художницы.

Накануне Великой Отечественной войны в 1941 году была открыта в Полтаве первая большая выставка Екатерины Билокур. К сожалению, экспонаты этой выставки – ее лучшие картины погибли. В годы войны она почти не работает. Известные только такие работы: «Цветы» - 1942 год, «Цветы вечером», «Цветы» («Лилия» - 1943 год).

Характерная особенность ее творчества – скрупулезность, с которой выписывала каждый цветик, каждый листочек, до тонкости созданы формы, тени, оттенки, тона и полутона всех деталей. Сразу может сложится мнение, что художница перенесла виденное на полотно фотографично. Но присмотревшись к ее работе, заметим: в одной картине есть цветы с поля, сада, леса, луга, есть цветы, которые цветут весной, летом, осенью; высокие - внизу, низкие - вверху. Она вроде сама творит цветник по моделям природы, такой как ей, подсказывает беспредельная фантазия, высокий эстетический потенциал.

Художница объединяет все цветы леса, которые и цветут и весной и летом в один букет. В этом, наверное, и есть ключ к пониманию ее творческого стиля. Вспомним ее картины: «Цветы в тумане», «Полевые цветы», «Цветы вечером», «Георгины», «Декоративные цветы», «Пионы» (1946, 1948, 1958 гг.), «Цветы с орехами», «Царь-колос», «Розы», «Букет цветов» (1959 г.), «Розы и троянды», «Цветы и калина», и перед нами предстает неисчерпаемое богатство родной земли, и фантастическая виртуозность художницы, которая выросла среди этой красоты. И станут тогда близкими и понятными ее слова: «Цветы вообще все прекрасны и ,передавая какой-нибудь цветок, я никак на него не насмотрюсь, я не упьюсь его красотой, я не устану передавать его красоту».

Произведения Катерины Билокур, народной художницы республики, которые сохраняются в музеях Киева, Полтавы, Яготина, являются неоценимым вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Когда на выставке в Париже Пабло Пикассо увидел ее картины, он назвал Катерину Билокур гениальной женщиной.

Художница, которая украсила нашу жизнь шедеврами, увлекательно писала о радости свободного творчества: «Ох, как я рада, когда есть возможность каждый день работать. Не чувствуешь ни старости, ни одиночества, потому что каждый день на полотне вырастает что-то новое, прекрасное, чудесное».

В свои последние годы жизни она тяжело и неизлечимо болела, но продолжала работать. Умерла Катерина Билокур в 1961 году. В 1969 году в с. Богдановка (теперь Яготинский район Киевской области) на площади перед школой, установленный гранитный памятник художнице. Возле памятника всегда много живых цветов, которые так вдохновенно и с любовью рисовала художница.